| ← на сайт «Демерсуса»

Написал schnellreich 16 Апр

Рэки Балтики — «Драхе» (предположительно)

Многие знают о том, что пару лет назад калининградские дайверы нашли на дне Балтики немецкий корабль.

Не смотря на то, что в репортаже НТВ этот корабль назван эсминцем, наши кропотливые поиски дают право предполагать, что это — артиллерийский корабль «Драхе». На данный момент собрано очень (!) много материала, отсняты часы (!) подводного видео, что позволяет надеяться на окончательную идентификацию объекта. Мы очень рассчитываем на помощь немецких официальных лиц в подтверждении идентификации корабля как Artillerieschulboot “Drache”.

Через свои связи мы наладили диалог между внешнеполитическими ведомствами РФ и ФРГ. Но с 5 мая 2010 года немецкая сторона не проявляет никакого интереса к совместной работе по подтверждению идентификации корабля. Очень странно!

Здесь представлена некоторая информация о ASB Drache из наших и европейских архивов и музеев, других источников, собранная активистами команды WreckHunter, которой они сегодня с нами и делятся.

Итак, учебный артиллерийский корабль (тендер) «Драхе» — Artillerieschulschiff “Drache” — был заложен 22 октября 1907 в Киле на судоверфи Krupp Germania и спущен на воду 11 июня 1908 года. Свою службу на Балтике начал 22 октября 1908 как учебный артиллерийский корабль.

Во время первой мировой войны (1914—1918) использовался как патрульный корабль, а по каталогу Jane’s был классифицирован как артиллерийский.

После войны был оставлен в составе Кригсмарине и в 1919—1921 выполнял функции минного тральщика.

В 1936 был поставлен на капитальный ремонт и был модернизирован: на корабле было заменено вооружение, паровые машины были заменены на паротурбины с передачами, а угольные котлы — на дизельные, в результате чего скорость корабля возрасла до 18 узлов/час.

После этого базируется в Пиллау и выполняет функции учебного артиллерийского корабля.

Со 2 сентября 1939 года, во время польской кампании Вермахта, «Драхе» входит в состав SVK-verband — Управления по проектированию и испытанию миннозаградительного оружия Кригсмарине. А уже 16 сентября вводится в состав действующих частей. Задачей «Драхе» была не столько бомбардировка польского побережья, сколько обеспечение действий броненосца «Шлезвиг-Гольштейн» в плане засечки польских защитных береговых батарей и несения дозора вдоль польского побережья в районе Хельской косы. 25 сентября был исключен из группировки.

На январь 1945 года «Драхе» был оперативно подчинен штабу 3-ей Охранной флотилии (Готенхафен), отвечавшей за несение дозоров в Данцигской бухте и сопровождение конвоев по маршруту Данциг—Либава. Командир корабля (ориентировочно с 1939 года) — капитан-лейтенант резерва Пундт. KTB флотилии обрывается 31 января 1945 года.

После этого первое упоминание «Драхе» датируется 15 марта 1945, когда он вместе с канонерками «Соэмба», «Остзее» и «Йост» вел обстрел советских войск в районе Цигенхагена и Гроссендорфа. Обстрел продолжался как минимум до 17 марта, после чего корабли вернулись к Хелю.

Затем «Драхе» участвует в эвакуации войск и гражданского населения из Восточной Пруссии.

Согласно неподтвержденным данным, 9 и 10 апреля «Драхе» попал под обстрел советской наземной артиллерии во время прохода по Кёнигсбергскому (ныне Калининградскому) каналу и был поврежден. 16 апреля «Драхе» вновь появляется в отчетах (согласно книге Юрга Майстера), когда вместе с кораблями «Соэнба», «Нинбург», «Остзее», «Роберт Мюллер 6» и «Кемфан» они вышли к Пиллау, где производили обстрел советских позиций. На следующий день стрельба продолжилась, а 18 апреля 1945 произошел последний для «Драхе» бой.

После многочисленных атак советской авиации, первым, в 11:42, был подбит «Роберт Мюллер», а 13:20 пришел черед «Драхе» — после попадания двумя бомбами, он стал тонуть. Однако это делал медленно, так как к тонущему кораблю успела подойти канонерка «Соэнба», которая сначала выгрузила с «Драхе» боезапас, а потом сняла оставшихся в живых членов экипажа.

Согласно полетным отчетам авиации Балтийского флота, вероятнее всего «Драхе» пал под напором Ил-2 (ведущий Карлов) из 7-го ГШАП 9-й Штурмовой авиационной Ропшинской Краснознаменной и Ордена Ушакова дивизии.

На момент гибели экипаж корабля составлял по разным данным 58 или 69 человек. Капитан корабля — капитан-лейтенант резерва Р. Ханс Пундт (R. Hans Pundt).

Технические характеристики:
Водоизмещение — 812 т
Габариты: 58,8 х 9 м
Валы/винты: 2 шт, Ø 2,4 м, по 4 лопасти на винте

Вооружение (с 1936 г.):
10,5 Utof — 3 шт.
10,5 L/45 — 3 шт.
Согласно справочнику Nauticus 1941
10,5 L/45 — 4 шт.
2 cm-FlaMG L/65 C 30 (зенитка)

Внешнее описание:
Ходовой мостик — узкий, с большим (почти на весь мостик) выпуклым орлом Третьего рейха. Флайбридж имеет скошенную форму и свисает над рубкой. На левом борту возле форштевня — герб корабля. Полубак — короткий, корма — характерная транцевая. На каждом борту по 9 больших сверху и 14 малых иллюминаторов снизу (по 7 спереди и сзади), между рядами привальный брус. Орудия расположены по три вдоль каждого борта (носовые заметно выше). Две шлюпки подвешены на шлюпбалках, две закреплены на корме на палубе. Четыре трубы вентиляции. Прожектор в районе шлюпбалок.


Большая картинка по клику

Еще раз сердечно благодарим членов команды «Рэкхантер» за собранную и предоставленную информацию.

UPD Видео с прогулки на «Драхе» весной 2010 от Вадима Малыша. Рыбакам смотреть лучше сидя.

«Картинки» ГБО в августе 2011 года:

БУДЕМ БЛАГОДАРНЫ ЗА ЛЮБУЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ ОБ ОБЪЕКТЕ!


8 комментариев

  • kulikov:

    Антон слегка преувеличил достижения команды «Рэкхантер». Нашли-да, исследовали-да, но вот по поводу идентификации вопрос пока открыт, никто официально не подтвердил название корабля, да и команда «Рэкхантеров» не смогла найти то, что бы со стопроцентной гарантией выдало его название. Вот так)

    • а еще я слышал, что если его официально идентифицируют, т.е. наши или немецкие власти признают рэк останками именно «Драхе», то вместе с этим он будет считаться чем-то вроде братской могилы и рэк придется закрыть для погружений

      что, правда? или наговаривают?

  • kulikov:

    Правда, но работы по идентификации будут продолжены в любом случае, и вся команда надеется на положительный результат. Кстати, у каждого дайвера есть возможность поучаствовать в экспедициях и внести свой посильный вклад. Более подробная информация будет опубликована позже.

  • Сегодня, кстати, исполняется ровно 66 лет со дня гибели «Драхе»
    Что это, если не повод??

  • Kasten:

    Хоть бы раз взяли на море нырнуть

  • Plongeur:

    Квалификация и сертификация позволяют? Тогда в чём же дело?!

  • николай:

    добрый день, как понырять с вами на море, а то только читаем о наших рэках, а вот увидеть не получается. моя сертификация AOWD, квалификации (Wreck Diver)нет, но опыт поружения на рэки есть, в теплых водах. сняряга есть, полный комплект, только мокрый костюм. 89632957962

    • Kulikov:

      Николай, добрый день! К сожалению, погрануправление не даёт нам такой возможности из-за закона, который запрещает выходить маломерным судам дальше 2-х миль. В этом году сами не разу не ныряли на море( Как только проблема будет решена, рады будем видеть Вас на суперсовременном дайв-боте «Малыш»)

  • Ответить пользователю kulikov

    Нажмите, чтобы отменить ответ.

    Поля «Имя» и «Электропочта» обязательны для заполнения.
    Указанный адрес электронной почты нигде не будет опубликован или передан третьим лицам.


    Важный Дисклеймер

    © 1999—2013 Инициативная группа дайверов