| ← на сайт «Демерсуса»

Написал Plongeur 09 Июл

Рэки Балтики — «Ледокол» (Eisbrecher POLLUX)

В течение нескольких лет дайверы Клуба подводных исследователей Музея Мирового океана, г. Калининград (проект WreckHunter) проводили работы по идентификации немецкого ледокола типа Castor, затонувшего на Балтике близ нынешнего Балтийска (бывший Пиллау / Pillau) напротив современного поселка Мечниково (бывший Нойхойзер / Neuhäuser).

Многочисленные погружения в тяжелых условиях Балтийского моря, найденные на затонувшем объекте артефакты — таблички на оборудовании, предметы быта — позволили начать работу с архивами, музеями и другими государственными и общественными организациями России, Германии и Нидерландов.

Проведение замеров — длина 78 м и максимальная ширина 19 м — позволили предположить, что это — ледокол Pollux. Его строительство началось в конце 30-х годов по заказу СССР (!!!) в Голландии на судоверфи P. Smit Jr.

Ответы на направленные запросы привели членов команды в Роттердам, где по-прежнему хранились документы по строительству корабля: контракты, чертежи, переписка судоверфи с командованием Третьего Рейха.

После оккупации Голландии в 1940 году, Рейхом было принято решение о продолжении строительства судна, но уже для нужд Кригсмарине. Передача ледокола ВМФ Германии произошла 18 декабря 1943. Затем судно было переведено в Киль, где на верфи ВМС на нем было установлено вооружение. Вступившему в строй только в конце 1944 года ледоколу Pollux; оставалось просуществовать считанные месяцы: в ночь на 8 февраля 1945 корабль попал на мину на подходе к Пиллау. По некоторым сведениям, мины, возможно, были выставлены советским подводным заградителем Л-3 (он же «Фрунзевец»).

Но данные самых авторитетных справочников были противоречивы: по данным некоторых из них, Pollux так и не был достроен, другие же сообщали о его подъеме в 1948 году и вхождении в состав ВМФ СССР. Однако, ни Центральный Военно-Морской Архив России, ни Архив Балтийского Флота не подтвердили факт подъёма Поллукса.

На основании собранной Клубом подводных исследователей информации, данных архивов, описаний рэка и по предоставленным фото- и видеоматериалам Военно-Морской музей в Вильгельмсхафене (Германия) подтвердил версию исследователей. «Вы действительно нашли Pollux, — говорится в письме музея.

Об этой интересной и сложной работе снят фильм «Имя на борту». Его премьера, а также встреча с авторским коллективом прошли в Музее Мирового океана в Калининграде 23 января 2011 года и в клубе «Акванавт» (Москва) 26 января 2011 года.

Вот единственная известная сохранившаяся фотография ледокола Pollux:

Для особо любознательных — попалубный план Eisbrecher Pollux:

Это — Сертификат класса ледокола Pollux, выписанный Германским Ллойдом 10 января 1944 года:

Как и другие оригиналы документов по Eisbrecher Pollux, он хранится в архиве Роттердама (Нидерланды):

Сейчас рэк стоит на ровном киле. Надстройки разрушены. Есть возможность проникновения во многие помещения. Дайверам доступны для осмотра и обследования многочисленные судовые механизмы. Однако, некоторые трюмы до сих пор полностью недоступны или доступны ограниченно.

Глубина по дну в района рэка — до 13 метров. Но под носом и на винтах — вымоины до 17 метров. На винтах стОит поискать янтарь: попадаются интересные экземпляры!

Вот так выглядит «Поллукс» на снимках с гидролокатора бокового обзора (ГБО):

Даже на снимках ГБО можно рассмотреть сохранившиеся отличительные черты корпуса корабля, например 2 якорных клюза по левому борту и только один — по правому.

Ну и «на сладенькое» — официальное подтверждение идентификации рэка как Eisbrecher Pollux от Музея ВМФ Германии (Вильгельмсхафен):

PS: Кстати, «Ледокол типа „Кастор“» (так в первоисточнике) в 70х—80х прошлого века был версионным объектом в поисках Янтарной комнаты Калининградской Геолого-Археологической Экспедиции. Но это — тема отдельного рассказа.

PSS: Кстати, что касается Кастора:
Ледокол CASTOR.
Дата постройки: 15.07.1939. Судоверфь Schihau, Danzig (сегодня — Гданьск, Польша).
Дата ввода в эксплуатацию: 15.10.1941.

Входил в состав Кригсмарине, исполняя вспомогательные функции ледокольного судна.

Попал под бомбардировку авиации союзных войск 15.03.1945 и затонул в районе Варнемюнде, Германия. Поднят советскими войсками в 1951 году и возвращен в эксплуатацию под именем «Пересвет». Служил на ТОФе.

В 70-х годах ледокол «Пересвет» был разукомплектован и закончил свои дни на Дальнем Востоке в качестве артиллерийской мишени. По некоторым неподтверждённым (!) сведениям, с «Пересвета» было снято некоторое оборудование для обустройства С-56 в качестве мемориальной подводной лодки (установлена на Корабельной Набережной во Владивостоке).

И немного мистики… Как уже было написано выше, Castor был построен в Данциге (нынешний Гданьск), а вот дооснащён он был уже в Кёнигсберге в 1940 году на стапелях завода Schichau. Сегодня это — судостроительный завод «Янтарь» в Калининграде, строящий гражданские и военные корабли (в том числе и фрегаты для ВМС Индии).

Достоверно известно, что в планах Третьего Рейха была постройка в период с 1939 года на тех же стапелях завода Schichau в Данциге ледокола Pollux (!), абсолютно идентичного Сastor’у. Как мифические братья-близнецы Кастор и Поллукс (Полидевк), ледоколы должны были быть абсолютно одинаковыми. Между тем, как указано в справочнике известного немецкого историка Гренера, размеры Castor’а составляли 90 метров на 21 метр, что превышает размерения «нашего Ледокола». Некоторые источники также указывали, что планы по постройке Pollux’а так и не были реализованы.

Дело в том, что в 1940 году Германия оккупирует Нидерланды. Обнаружив на стапелях в Роттердаме недостроенный корабль, в 1941 году Вермахт решает остановить работы по постройке Pollux’а на заводе Schichau в Данциге. Вместо него достраивают предназначенный изначально для Советского Союза ледокол. Спущенному на воду в конце 1943 года и поступившему в 1944 году на вооружение в Кригсмарине кораблю дают имя… Pollux! Вот, откуда взялась путаница и несовпадение данных в самых уважаемых советских и зарубежных справочниках!

Предназначавшийся когда-то для СССР ледокол недолго участвовал в войне на стороне противника. Он затонул в нескольких милях от Пиллау — совсем недалеко от того места, где согласно первоначальным планам должен был быть построен «брат» Castor’а.
После окончания Второй мировой войны эта часть территории Восточной Пруссии отошла к СССР. Так что заложенный в Роттердаме для Советского Союза, сегодня рэк ледокола Pollux лежит в Российских территориальных водах. Вот так! Круг замкнулся…

PSSS: Кстати, вот и фильм «Имя на борту»:

PSSSS: Ну и репортаж о премьере фильма в Музее Мирового океана:


Оставить комментарий

Поля «Имя» и «Электропочта» обязательны для заполнения.
Указанный адрес электронной почты нигде не будет опубликован или передан третьим лицам.


Важный Дисклеймер

© 1999—2013 Инициативная группа дайверов