| ← на сайт «Демерсуса» |
Написал Plongeur 09 Июл
Рэки Балтики — «Ледокол» (Eisbrecher POLLUX)В течение нескольких лет дайверы Клуба подводных исследователей Музея Мирового океана, г. Калининград (проект WreckHunter) проводили работы по идентификации немецкого ледокола типа Castor, затонувшего на Балтике близ нынешнего Балтийска (бывший Пиллау / Pillau) напротив современного поселка Мечниково (бывший Нойхойзер / Neuhäuser). Многочисленные погружения в тяжелых условиях Балтийского моря, найденные на затонувшем объекте артефакты — таблички на оборудовании, предметы быта — позволили начать работу с архивами, музеями и другими государственными и общественными организациями России, Германии и Нидерландов. Проведение замеров — длина 78 м и максимальная ширина 19 м — позволили предположить, что это — ледокол Pollux. Его строительство началось в конце Ответы на направленные запросы привели членов команды в Роттердам, где по-прежнему хранились документы по строительству корабля: контракты, чертежи, переписка судоверфи с командованием Третьего Рейха. После оккупации Голландии в 1940 году, Рейхом было принято решение о продолжении строительства судна, но уже для нужд Кригсмарине. Передача ледокола ВМФ Германии произошла 18 декабря 1943. Затем судно было переведено в Киль, где на верфи ВМС на нем было установлено вооружение. Вступившему в строй только в конце 1944 года ледоколу Pollux; оставалось просуществовать считанные месяцы: в ночь на 8 февраля 1945 корабль попал на мину на подходе к Пиллау. По некоторым сведениям, мины, возможно, были выставлены советским подводным заградителем Л-3 (он же «Фрунзевец»). Но данные самых авторитетных справочников были противоречивы: по данным некоторых из них, Pollux так и не был достроен, другие же сообщали о его подъеме в 1948 году и вхождении в состав ВМФ СССР. Однако, ни Центральный Военно-Морской Архив России, ни Архив Балтийского Флота не подтвердили факт подъёма Поллукса. На основании собранной Клубом подводных исследователей информации, данных архивов, описаний рэка и по предоставленным фото- и видеоматериалам Военно-Морской музей в Вильгельмсхафене (Германия) подтвердил версию исследователей. «Вы действительно нашли Pollux, — говорится в письме музея. Об этой интересной и сложной работе снят фильм «Имя на борту». Его премьера, а также встреча с авторским коллективом прошли в Музее Мирового океана в Калининграде 23 января 2011 года и в клубе «Акванавт» (Москва) 26 января 2011 года. Вот единственная известная сохранившаяся фотография ледокола Pollux: Для особо любознательных — попалубный план Eisbrecher Pollux: Это — Сертификат класса ледокола Pollux, выписанный Германским Ллойдом 10 января 1944 года: Как и другие оригиналы документов по Eisbrecher Pollux, он хранится в архиве Роттердама (Нидерланды): Сейчас рэк стоит на ровном киле. Надстройки разрушены. Есть возможность проникновения во многие помещения. Дайверам доступны для осмотра и обследования многочисленные судовые механизмы. Однако, некоторые трюмы до сих пор полностью недоступны или доступны ограниченно. Глубина по дну в района рэка — до 13 метров. Но под носом и на винтах — вымоины до 17 метров. На винтах стОит поискать янтарь: попадаются интересные экземпляры! Вот так выглядит «Поллукс» на снимках с гидролокатора бокового обзора (ГБО): Даже на снимках ГБО можно рассмотреть сохранившиеся отличительные черты корпуса корабля, например 2 якорных клюза по левому борту и только один — по правому. Ну и «на сладенькое» — официальное подтверждение идентификации рэка как Eisbrecher Pollux от Музея ВМФ Германии (Вильгельмсхафен): PS: Кстати, «Ледокол типа „Кастор“» (так в первоисточнике) в 70х—80х прошлого века был версионным объектом в поисках Янтарной комнаты Калининградской Геолого-Археологической Экспедиции. Но это — тема отдельного рассказа. PSS: Кстати, что касается Кастора: Входил в состав Кригсмарине, исполняя вспомогательные функции ледокольного судна. Попал под бомбардировку авиации союзных войск 15.03.1945 и затонул в районе Варнемюнде, Германия. Поднят советскими войсками в 1951 году и возвращен в эксплуатацию под именем «Пересвет». Служил на ТОФе. В И немного мистики… Как уже было написано выше, Castor был построен в Данциге (нынешний Гданьск), а вот дооснащён он был уже в Кёнигсберге в 1940 году на стапелях завода Schichau. Сегодня это — судостроительный завод «Янтарь» в Калининграде, строящий гражданские и военные корабли (в том числе и фрегаты для ВМС Индии). Достоверно известно, что в планах Третьего Рейха была постройка в период с 1939 года на тех же стапелях завода Schichau в Данциге ледокола Pollux (!), абсолютно идентичного Сastor’у. Как мифические братья-близнецы Кастор и Поллукс (Полидевк), ледоколы должны были быть абсолютно одинаковыми. Между тем, как указано в справочнике известного немецкого историка Гренера, размеры Castor’а составляли 90 метров на 21 метр, что превышает размерения «нашего Ледокола». Некоторые источники также указывали, что планы по постройке Pollux’а так и не были реализованы. Дело в том, что в 1940 году Германия оккупирует Нидерланды. Обнаружив на стапелях в Роттердаме недостроенный корабль, в 1941 году Вермахт решает остановить работы по постройке Pollux’а на заводе Schichau в Данциге. Вместо него достраивают предназначенный изначально для Советского Союза ледокол. Спущенному на воду в конце 1943 года и поступившему в 1944 году на вооружение в Кригсмарине кораблю дают имя… Pollux! Вот, откуда взялась путаница и несовпадение данных в самых уважаемых советских и зарубежных справочниках! Предназначавшийся когда-то для СССР ледокол недолго участвовал в войне на стороне противника. Он затонул в нескольких милях от Пиллау — совсем недалеко от того места, где согласно первоначальным планам должен был быть построен «брат» Castor’а. PSSS: Кстати, вот и фильм «Имя на борту»: PSSSS: Ну и репортаж о премьере фильма в Музее Мирового океана: Оставить комментарий |
Важный Дисклеймер |
© 1999—2013 Инициативная группа дайверов |