| ← на сайт «Демерсуса»

Написал schnellreich 06 Сен

«Океаны»: фабрика технологий

Мы уже как-то рассказывали о новом крутом фильме про подводную жизнь «Океаны».  Оказывается, это не просто шикарный гимн природе и буря эмоций. Но это ещё и чудо технологий съёмки, созданное на 80% с помощью новых разработок. Среди них новые системы стабилизации по гравитационному центру Земли (а не по горизонту), усовершенствованные подводные чехлы для HD-кинокамер, специально разработанные в сотрудничестве с военными высокоскоростные буксируемые камеры-торпеды и некоторые другие устройства. Кучу подробностей об этом нам рассказал Tushan Slonickoff.


© Roberto Rinaldi

Жак Перрен, автор «Микрокосмоса» и «Птиц», получил для своего нового проекта всё, чего хотел — 80-миллионный бюджет, содействие десятков организаций (включая Европейское космическое агентство), армию консультантов-океанологов и даже корабль французского военно-морского флота.

Не хватало только технологий, позволяющих реализовать его мечту. Вот что о ней рассказал сам Перрен:

«Все началось с простой мечты: плавать вместе с рыбами и дельфинами, сопровождать их под водой, пока они пересекают океаны.
<…>
Изобрести подводную камеру, быструю и вёрткую, как морской лев, камеру, созданную для большого экрана, но с коротким фокусным расстоянием — чтобы по-настоящему приблизиться к животным, создать новые отношения и эмоции.
<…>
Никогда не замедляться — ощущение скорости и жизненной силы слишком ценно для этого! Вот чего мы хотели: живой камеры, которая будет танцевать с китами, прыгать вместе с дельфинами, рваться вперед со стаей тунца, скользить вместе со скатами.»

Мечта превратилась в реальные передовые разработки, которые и не снились великому Кусто.

Камеры

Снимать для большого экрана — непростая задача даже в самых гигиеничных условиях. Ну а для водолаза сменные кассеты, которые вмещают всего по 6-10 минут плёнки — полная катастрофа. Перрен принял решение снимать надводные события на 35-мм плёнку, подводные же кадры — на цифровые HD-камеры, способные снимать по 43 минуты подряд.


© Richard Herrmann

Но характер изображения у этих камер оказался разным, что было недопустимо для Перрена. Плёнка ухватывает больше градаций оттенков; HD-камеры отличаются характерной «резкостью» картинки. Поэтому оператор-постановщик Филип Рос провел девять месяцев вместе с инженерами Sony, дорабатывая и настраивая цифровые камеры. Он вручную создавала кривые передачи яркости с помощью фирменной технологии Sony Hypergamma, устранял характерные для «цифры» эффекты соляризации и световых ореолов, выстраивал собственный workflow для унифицированной обработки материала… В результате оператор максимально приблизил цифровую картинку к плёночной. Рос отмечает, что наиболее точных настроек ему удалось добиться с камерами Panavision.

Акваланги

Операторам Перрена, а их на фильме работало до 14 человек одновременно, поставили задачу: стать рыбами, приблизиться к подводным жителям в упор, но не спугнуть их.

Главный оператор-ныряльщик, Дидье Нуаро, неделями погружался под воду в акваланге-рибризере. Но в рибризере водолаз должен постоянно регулировать подачу смеси, и это одновременно с передвижением, съёмкой, выбором экспозиции! Каждая съёмочная смена представляла риск для жизни.

Кроме того, для калибровки цифровых камер (о ней уже было сказано выше) технологи разработали забавный костюм под названием «Волшебный капюшон». Он имитировал сразу всех «актёров» фильма: сшитые вручную чешуйки поблескивают как настоящие, колышутся кусочки ткани, имитирующие медуз, градиенты испытывают способность камеры передать приглушенные подводные оттенки; а на голове водолаза — парик блондинки, изображающий тонкие нити водорослей!

Также инженеры Перрена полностью переделали подводный футляр для камеры, сделав его в несколько раз легче и компактнее и более обтекаемым. Филип Рос, ветеран полевой съёмки, придумал для футляра удобный интерфейс, состоящий всего из двух кнопок. Они позволяли операторам настраивать камеру под требуемую глубину погружения, цвет воды и яркость освещения.

Системы стабилизации

Тёзка режиссёра Жак-Фернан Перрен, бывший ядерщик и специалист по ракетам «земля-воздух» заведовал движением и автоматикой. Он выручил Перрена и Клюзо ещё на «Птицах», доведя до ума стабилизаторы на сверхлёгких самолётах. Фернану предстояло стабилизировать тяжёлую камеру, вывешенную на кране с лёгкой резиновой лодки — в открытом море.


© Francois Sarano
устройство Tethys в сборе с краном и лодкой снимает в упор горбатого кита

Устройство Tethys делали два года — суперстабилизатор весом 75 кг, которому по плечу не простая тряска на бездорожье, а мотание лодки по океанским волнам. Кроме того, была разработана принципиально новая гироскопическая система, которая привязывалась не к линии горизонта (как в обычном кинооборудовании), а к центру притяжения планеты. В разработке были использованы военные технологии, любезно предоставленные французским Минобороны.


© Richard Herrmann
75-килограммовая голова стабилизатора Tethys

И у Фернана получилось: в одной из сцен камера неслась на скорости 50 км/ч в тридцати сантиметрах от спинок резвящихся дельфинов, без всяких признаков тряски и болтанки.

Зрячая торпеда

Tethys, чудо-кран со стабилизатором, был нужен только для надводных съёмок. Для подводных кадров операторская группа пошла ещё дальше.

Задание казалось невыполнимым: создать подводную камеру, способную двигаться вместе с косяками рыбы и обгонять плывущих на полном ходу китов. Проблема в том, что предмет, плывущий сквозь плотную воду с большой скоростью, практически невозможно стабилизировать: его нещадно болтает и крутит. Испробовали два прототипа: один из Южной Африки, другой из Германии (его в итоге проглотила касатка). Но внутри этих «торпед» стояли полупрофессиональные компактные камеры, а Перрену было нужно настоящее качество.


© Galatee Films
головка для подводной съёмки

Всего год работы — и Филип Рос представил решение: в подводном модуле размещалась только глядящая «назад» HD-матрица и объектив, связанные с буксиром 100-метровым оптоволоконным кабелем. Корпус камеры разработали спецы по торпедам — конструкторы Генерального управления вооружений (DGA) французского ВМФ. Над устройством работало 19 специалистов из восьми стран. Стоимость разработки достигла миллиона евро.


© Richard Herrmann

Наконец, после месяцев доводки аппарат был готов. Его назвали «Иона» — операторы страшно боялись, что устройство проглотит кит. Камера-торпеда сняла неповторимые кадры у берегов Сан-Диего, Коста-Рики и Аляски. Хотя в готовый фильм и вошёл всего один процент этих кадров, это были такие кадры, о которых раньше нельзя было и мечтать.

Вот, например, одна из многих сцен с движущимися подводными камерами.

Специальные средства


© Galatee Films
один из двух мини-вертолётов с плёночной камеро
й

Под напором безжалостного режиссёра новые устройства разрабатывались одно за другим. «Хочу!» — говорил он, и техники снова принимались за работу. В съёмках поучаствовали два 12-килограммовых мини-вертолёта (тоже с уникальными системами стабилизации), один из которых в итоге сбила птица, и несколько других новейших подводных аппарата (кроме «Ионы»). Затем для съёмки морских львов, выдр и котиков инженеры разработали прозрачную коробку, которая позволяла брать кадр на границе воды и воздуха. Оператор, лежа на животе, плыл на подводной торпеде, к которой крепилась коробка. Постоянно использовалась и т. н. polecam — камера на шесте, опускаемая с корабля под воду. В конце концов, ради единственного кадра была изготовлена подводная камера-микроскоп, управляемая рукой робота.


© Galatee Films
устройство для «половинчатой» съёмки — над и под водой

Одна из самых амбициозных задач режиссёра — создать первый в мире подводный кадр с выставленным киносветом «под луну». Никто ещё не снимал рифы под водой на широком угле. Всё, что мы видели — это кусочек морского дна, залитый жёстким накамерным светом. Команда «подводных осветителей» превратила в киностудию кусок дна размером 100 на 40 метров, на глубине 6 м. Мало того — световой рисунок имитировал движение ряби на поверхности!


© Pascal Kobeh
«подводная студия»: рельсы с телегой, рассеиватели, всё как у людей

Откровения и разочарования

Благодаря Перрену учёные в очередной раз (после «Микрокосмоса» и «Птиц») смогли увидеть объекты своих исследований так, как не видели никогда. Даже опытные специалисты по китам и морским котикам были потрясены полученным материалом. Дельфинологи и орнитологи прилипали к экранам, узнавая о своих животных совершенно новые вещи.


© Galatee Films
планета макрели

Но для съёмочной группы всё было не так весело. Увы, часто кинематографисты неделями искали своих героев или безуспешно ждали их появления в намеченных местах. Операторы и режиссёры откатали сотни километров на резиновых плотах, охотясь на гигантских горбатых китов, но так и не засняли их знаменитые песни и танцы. Целая экспедиция съемочной группы в Антарктику оказалась напрасной — в том году морские леопарды предпочли не охотиться на пингвинов, питаясь креветками. Сверхсовременная техника простаивала — ведь природе не прикажешь!

Так или иначе, история создания фильма «Океаны» шокирует едва ли не больше, чем сама картина. Здесь безграничное могущество природы встретилось с интеллектом и упорством человека. Пожалуй, «Океаны» — это самый полезный способ истратить 80-миллионный бюджет в истории кино.


© Galatee Films


© Pascal Kobeh

На торрентах уже появилась кинокопия этого фильма, но вы сами понимаете.


Оставить комментарий

Поля «Имя» и «Электропочта» обязательны для заполнения.
Указанный адрес электронной почты нигде не будет опубликован или передан третьим лицам.


Важный Дисклеймер

© 1999—2013 Инициативная группа дайверов